Криминал&Происшествия

Опубликовано Апрель 3rd, 2015 | Виктория Мокеева

0

Прокуратура vs Минсельскхоз

В целом ущерб от деятельности «черных лесорубов» в 2014-2015 гг. составляет 78 млн. рублей. Такой катастрофичный масштаб происходящего взволновал Прокуратуру Ульяновской области.

Прокурор Ульяновской области Хуртин Сергей Анатольевич поясняет, что сегодня содержание незаконного оборота древесины и всей системы противоправных лесозаготовок уже далеко вышло за пределы мелкого воровства.

«На дело» нелегалы идут с дорогостоящей техникой, а их неучтенные доходы исчисляются значительными суммами. В регионе сложились целые сообщества «черных лесорубов», в которых задействовано множество людей. Но «за руку» такие организованные группы пойманы не были, поэтому продолжают грабить лесные массивы Ульяновской области.

copy-of-2011

Кто виноват? 

Прокуратура Ульяновской области сообщает, что в такой ситуации не отвечает предъявляемым законом требованиям деятельность региональных органов госвласти и подведомственных им организаций, наделенных контрольно-надзорными полномочиями. Так, прокурорские проверки свидетельствуют о том, что министерством сельского, лесного хозяйства и приодных ресурсов Ульяновской области не обеспечивается надлежащий кадастровый учет земель лесного фонда, не всегда принимаются меры к понуждению лесопользователей к исполнению условий арендных соглашений, в течение длительного времени не проводятся мероприятия по лесоустройству. Деятельность названного министерства сопровождается избирательным подходом при привлечении виновных к административной ответственности, отступлениями от требований закона при осуществлении государственного лесного надзора. «Также нами были вскрыты факты заключения Минприроды с арендаторами дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, что привело к недополучению федеральным и региональным бюджетами более 79 миллионов рублей. Кроме того, Минприроды области не контролировалась деятельность подведомственных лесничеств, при проверке которых выявлены многочисленные случаи несоблюдения периодичности обследований и рейдовых осмотров лесов, что не позволяло своевременно выявлять и пресекать незаконную рубку древесины», — поясняют в Прокуратуре.

Незаконная «схема» 

Существует ряд  «лазеек» для легализации коммерческого оборота древесины. Таких договоров купли-продажи за последние 2 года было заключено почти 9 тысяч. При их проверке были выявлены признаки фальсификации заявлений о выделении лесных насаждений, случаи передачи предназначенных для личных нужд лесных участков для использования в коммерческих целях. Все это свидетельствует о незаконной рубке лесных насаждений, о злоупотреблении служебным положением работниками лесничеств, реализации древесины по заниженным ценам. А итог всему этому один — причинении ущерба государственному бюджету. По данным фактам только в текущем году возбуждены уже 5 уголовных дел по ст.159 УК РФ (мошенничество).

3063

Под видом санитарной чистки 

Санитарная чистка леса —  вырубка больных, поврежденных и усыхающих деревьев. Осуществляется она, понятное дело, для улучшения состояния леса. По сути своей, такой вид «лечения» леса является крайней мерой, применяемой в исключительных случаях. Но так ли на практике? Увы, нет. Находятся хитрецы, которые незаконную рубку деловой древесины осуществляют под видом санитарной чистки. Такие варварские факты были выявлены в Барышском, Кузоватовском и Инзенском районах. Основания для назначения санрубки — данные лесоустройства, лесопатологического обследования и мониторинга. Следовательно именно бездействие должностных лиц лесничеств не позволило своевременно пресечь допущенные лесопользователями нарушения. Коммерческими структурами  правила заготовки древесины и санитарнитарной безопасности в лесах просто игнорировались.  

В цифрах

В целом в 2014-2015 гг. в сфере лесопользования прокурорами Ульяновской области выявлено более 1300 нарушений, в целях устранения которых в суды направлено около 100 заявлений, внесено свыше 140 представлений, по материалам прокурорских проверок к административной ответственности привлечены 326 лиц, возбуждено 33 уголовных дела.

Что делать? 

  1. Необходимо усилить деятельность правоохранительных органов по своевременному и в полном объеме взысканию ущерба, причиненного лесонарушениями, и административных штрафов за их совершение. Дело в том, что в ходе прокурорских проверок  были вскрыты факты волокиты при возбуждении соответствующих исполнительных производств, длительного бездействия, неполноты исполнительных действий, несвоевременного перечисления денежных средств, взысканных с должников, непринятия мер по объявлению их розыска. В итоге получилось так, что региональной службой судебных приставов при общей сумме ущерба в размере более 78 миллионов рублей по исполнительным производствам с нарушителей в прошедшем году реально взыскано лишь 5,6 %.
  2.  Территориальные отделы полиции должны также усилить свою работу по противодействию криминализации лесопромышленного комплекса . В этих отделах существуют факты вынесения по итогам доследственных проверок явно незаконных процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. То ли коррупцией попахивает, то ли просто ленью и нежеланием заниматься этими вопросами.
  3. Отдельным жителям Ульяновской области следует также не принижать объем ущерба от самовольной вырубки, осуществляемый для собственных нужд . «Да я всего-то одно деревце срубил, чтобы в печку кинуть» — такая позиция является крайне ошибочной.
  4. Следует улучшить  качество процессуальных проверок по фактам задержания транспортных средств, перевозящих древесину без надлежащих документов.

 

Вред для экологии 

«Если говорить о «черных лесорубах», то нужно делать акцент не на экономический ущерб, а на ущербе природе региона. Кто такой «черный лесоруб»? Это варвар, который приходит, рубит все подряд, выбирает самую хорошую древесину, а после себя оставляет не чистое поле, а валежник. При этом старовозрастные деревья также не сохраняет. После вырубки нужно тщательно убрать территорию от больных и сухие деревьев, провести обработку почвы. Занимаются ли этим нелегалы? Конечно, нет. Их не интересуют последствия, которые могут последовать после их варварских действий.  Во-первых, не будет расти молодой лес. Во-вторых, может произойти пожар. Нелегалы никогда не соблюдают технологии, не проводят противопожарные работы. Есть еще один важный момент. «Черные лесорубы» пробивают новые дороги в лесах, чем портят почву и загрязняют лес. Дело в том, что на арендаторов лесного фонда возложена функция охраны лесов от свалок производственного мусора. Они несут ответственность за загрязнения», — прокомментировал  эколог Александр Брагин.

 

Ответ Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области

В связи с публикацией критических статей в средствах массовой информации в средствах массовой информации Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее — Министерство) сообщает следующее.

1. По вопросу кадастрового учета земель лесного фонда Министерство не наделено полномочиями по установлению границ лесничеств, лесопарков. Средства федерального бюджета на проведение кадастровых работ Министерству не выделяются.

В целях проведения кадастровых работ по уточнению границ земель лесного фонда в соответствии с требованиями земельного законодательства Министерство направляет в Рослесхоз запросы на включение лесничеств Ульяновской области в план по межеванию. Кроме того, консультирует лесопользователей, кадастровых инженеров и иных заинтересованных лиц по вопросам постановки на кадастровый учет лесных участков, рассматривает межевые планы; выносит для обсуждения проблемные вопросы по земельным отношениям на совещания с участием Управления Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области и других государственных структур.

Площадь земель лесного фонда, расположенных на территории Ульяновской области, составляет 1026, 3 тыс.га (в том числе 86,2 тыс.га лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций). На настоящий момент кадастровые работы по уточнению границ лесных участков проведены на общей площади 541,4 тыс.га (53% от общей площади), из них подтверждено право собственности Российской Федерации на 264,5 тыс.га. Кроме того, по лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций, кадастровые работы по уточнению границ в соответствии с требованиями земельного законодательства проведены на площади 1,0 тыс.га.

Для сравнения: В целом по Российской Федерации поставлено на кадастровый учёт около 13% лесов. Также следует отметить, что правильность отвода лесосек не зависит от того, стоит ли лесной фонд на кадастровом учёте.

Кроме того, Министерство полностью самостоятельно обеспечивает и организует работы по подтверждению (государственной регистрации) прав собственности Российской Федерации на лесные участки, поставленные на государственный кадастровый учёт. На 01.03.2015 Министерством было подало заявлений на регистрацию прав собственности РФ и внесению изменений на 696 участков общей площадью 343,8 тыс.га, из них зарегистрировано 516 участков общей площадью 281,8 тыс.га.

2. По вопросу лесоустройства земель лесного фонда.

Для определения качественных и количественных характеристик лесного фонда каждые 10 лет необходимо проводить лесоустройство. Собственник (Российская Федерация) должен делать это за свой счёт, но в связи с недостаточным финансированием допускается софинансирование этих мероприятий из бюджета субъекта, а на арендованных участках за счёт средств арендаторов. За период 2011-2014 гг. за счет средств арендаторов лесоустроительные работы проведены на площади 193,2 тыс. га или 20% от общей площади лесного фонда.

В 2015-2016 гг. заканчивают срок действия материалы лесоустройства 2005-2006 гг. на площади 549,9 тыс. га или 58% от площади лесного фонда. Кроме того на площади 206,5 тыс.га лесоустройство проводилось в 1992 году. Таким образом, по состоянию на 01.01.2017 года площадь лесов с материалами лесоустройства свыше 10 лет будет составлять 756,4 тыс. га или 85 % лесного фонда региона.

Выделение средств федерального бюджета на проведение лесоустроительных работ предусмотрено только с 2016 года в размере 6,6 млн. рублей, что крайне недостаточно.

При средней стоимости лесоустроительных работ 300 руб. за 1 га на проведение лесоустроительных работ необходимо около 227 млн. рублей.

3. В части избирательного подхода при привлечении виновных лиц к административной ответственности следует отметить, что в период с 1 января по 31 декабря 2014 года отделом лесной охраны и пожарного надзора в лесах Минприроды Ульяновской области и Государственными казёнными учреждениями Ульяновской области «лесничествами» проведено 23 плановых проверок и 14 внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ходе проведения проверок выявлено 15 нарушений лесного законодательства Российской Федерации, виновные лица привлечены к административной ответственности. Выдано 15 предписаний об устранении выявленных нарушений. В 8 случаях нарушения устранены в срок, по 4 срок исполнения предписаний не наступил, в 3 случаях предписания не исполнены, за неисполнение предписаний нарушители привлечены к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

В 2014 году, на землях лесного фонда Ульяновской области проведено 3877 патрулирований, в целях предупреждения и пресечения нарушений лесного законодательства Российской Федерации, в ходе которых выявлено 375 нарушений. К административной ответственности привлечено 631 лицо, из них 115 лиц привлечены к административной ответственности в виде предупреждения, на 516 лиц наложены административные взыскания в виде штрафа на общую сумму 4201 тыс. руб. На 31.12.2014 взыскано 1515,4 тыс. руб. (36%) с 433 лиц. По 33 случаям административный штраф нарушителями не был оплачен в установленный законом срок, в связи с чем, на уклоняющихся от уплаты штрафа лиц были составлены протоколы по ст. 20.25 КоАП РФ (не уплата, несвоевременная уплата административного штрафа) и направлены на рассмотрение по подведомственности в суды. В 50 случаях установленный законом срок оплаты административного штрафа не наступил.

За 12 месяцев 2014 года на землях лесного фонда Ульяновской области выявлено 126 случаев незаконной рубки лесных насаждений, общим объёмом 1818 куб. м., нанесённый ущерб составил 26553,4 тыс. руб. В 64 случаях, объёмом 1460 куб. м. и нанесённым ущербом 23250,1 тыс. руб., нарушители не установлены.

В правоохранительные органы направлено 98 дел по незаконной рубке лесных насаждений для установления и привлечения к ответственности виновных лиц. За незаконную рубку лесных насаждений, к уголовной ответственности привлечены 34 лица по 36 случаям незаконной рубке лесных насаждений.

В период с 01.01.2015 по 01.03.2015 государственными лесными инспекторами Минприроды Ульяновской области выявлено 31 административное нарушение лесного законодательства Российской Федерации, составлен 31 протокол об административных правонарушениях, общая сумма наложенного административного штрафа составила 31,1 тыс. руб., на 01.03.2015 взыскано 11,6 тыс. руб., по оставшейся сумме в 19,5 тыс. руб. срок оплаты не наступил.

На территории лесного фонда Ульяновской области выявлено 12 случаев незаконной рубки лесных насаждений общим объёмом 256,43 куб. м. сумма нанесённого ущерба составила 3826,457 тыс. руб. В 9 случаях объёмом 240,39 куб. м. ущербом 3703,047 тыс. руб. нарушители не установлены. В правоохранительные органы направлено 11 дел по незаконной рубке лесных насаждений для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, а по 1 случаю лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, штраф 3,0 т.руб. и ущерб 1,9 т. руб. оплачены добровольно. К уголовной ответственности привлечено 5 лиц по 6 делам. По судебным решениям присуждено 5 исков о взыскании ущерба на сумму 3502,005 тыс. руб. Сумма ущерба, оплаченная нарушителями в добровольном порядке, составила 213,57 тыс. руб.

Таким образом, следует отметить, что при выявлении нарушений норм лесного законодательства сотрудниками Министерства и подведомственных учреждений применяются все меры административного воздействия, предусмотренные законодательство, в противном случае к лица не принявшим меры применяются санкции, предусмотренные трудовым законодательством.

4. По вопросу заключения Минприроды с арендаторами дополнительных соглашений к договорам аренды лесных насаждений. Дополнительные соглашения, в результате которых произошло уменьшение размера арендных платежей заключались в связи с уменьшением объема заготовки древесины, в связи изменением федерального законодательства.

В настоящее время Арбитражным судом Ульяновской области отменены 16 дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, но судебные разбирательства продолжаются в аппеляционной и кассационной инстанциях.

Решением суда дополнительные соглашения отменены не только в части изменения арендной платы, но в части размера расчетной лесосеки. Исполнение решений суда в потребует вернуть арендатору объем использования расчетной лесосеки в соответствии с условиями аукционной документации, что сделать не представляется возможным, так как расчётная лесосека уменьшилась в результате изменений федерального законодательства об ограничении использования лесов в первую очередь на особозащитных участках лесов.

Предметом аукциона являлся объем заготовки древесины, а арендная плата рассчитывалась как произведение объема лесосеки умноженного на размер ставки. Сама по себе арендная плата не являлась предметом аукциона.

5. Что касается проверок деятельностиподведомственных лесничеств в 2014 году Министерством проведено 5 проверок исполнения ГКУ Ульяновской области (лесничествами) функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора на землях лесного фонда. По итогам проверок директорам ГКУ направлены требования об устранении выявленных недостатков в работе, 7 человек привлечено к дисциплинарной ответственности.

В 2015 году запланировано 8 проверок полноты и качества исполнения лесничествами государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

6. По вопросу заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. В 2014 году было заключено 2965 договоров купли-продажи древесины для собственных нужд, объёмом 69225 куб. метров. Наибольшее количество договоров купли-продажи древесины для собственных нужд заключено в Тереньгульском (588), Сенгилеевском (548), Старокулаткинском (521) лесничествах.

Законодательным собранием Ульяновской области утверждены изменения в Закон Ульяновской области от 03.10.2007 № 143-ЗО «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Ульяновской области гражданами для собственных нужд» в части выделения древесины отдельным категориям граждан (погорельцам) в количестве до 100 куб.метров по ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», так же изменений в статью 2 Закона Ульяновской области от 03.10.2007 № 143-ЗО «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Ульяновской области гражданами для собственных нужд» в части норматива заготовки гражданами древесины для собственных нужд для строительства жилых домов до 100 куб. метров деловой древесины на семью один раз в 25 лет.

Так же готовится новый порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, который в настоящее время проходит необходимую процедуру согласования и будет принят после принятия вышеперечисленных изменений. В данном порядке предусмотрено, что заявления граждан на получение древесины будут рассматриваться на комиссиях по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении древесины для собственных нужд в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Проверить целевое использование древесины, полученной для собственных нужд граждан, работники лесного хозяйства самостоятельно не могут, поэтому планируется проводить рейды совместно с органами УМВД по Ульяновской области.

7. По вопросу незаконных рубок в Барышском, Кузоватовском и Инзенском районах. В Барышском, Кузоватовском и Инзенском районах установлена рубка деловой древесины в пределах границ делянки, указанной в лесной декларации лесопользователя. По данным фактам органами внутренних дел проводится проверка. Квалификация действий лесопользователей по допущенным нарушениям при заготовке древесины, будет дана по окончании следствия.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21, незаконной признаётся рубка, совершённая при отсутствии разрешительных документов на рубку на арендованном участке например (проекта освоения лесов) либо были вырублены деревья, не предусмотренные проектом освоения лесов или с нарушением сроков заготовки древесины.

Таким образом, квалифицировать действия лесопользователей, допустивших нарушения лесного законодательства при наличии разрешительных документов на использование лесных участков, возможно только при наличии соответствующих обстоятельств, установленных следственными органами.

8. По вопросам проверок транспортных средств перевозящих древесину, Министерством в период с 01.09.2014 по 30.09.2014 и с 15.12.2014 по 26.12.2015, совместно с правоохранительными органами проведена межведомственная профилактическая акция «Лес» в рамках межведомственного взаимодействия оперативно – профилактических мероприятий по пресечению и выявлению правонарушений в лесной отрасли. По итогам акции «Лес» проверено 796 транспортных средств, перевозящих древесину. В 5 случаях выявлена перевозка древесины без сопроводительных документов. Выявлено 6 случаев незаконной рубки лесных насаждений общим объёмом 58,73 куб. м., с причинённым ущербом 249,83 тыс. руб. материалы по указанным фактам направлены на рассмотрение по подведомственности в органы внутренних дел. Кроме того, в 2014 году Министерством совместно с УМВД России по Ульяновской области и прокуратурой Ульяновской области проверено 102 пилорамы на территории муниципальных образований. По итогам мероприятий выявлено 15 лесоперерабатывающих предприятий (пилорам), осуществляющих деятельность по переработке древесины без документов, подтверждающих законность приобретения древесины. Также выявлено 25 нарушений лесного законодательства, составлено 25 протоколов об административных нарушениях. На 2015 год запланировано проведение межведомственной операции «Лес» в том же режиме.

Министерством произведен анализ незаконных рубок, в 2014 году произошло увеличение количества незаконных рубок к среднему пятилетнему показателю на 3 случая, а по отношению к 2013 году осталось на прежнем уровне, хотя по отношению к 2012 году произошло снижение на 10 случаев, но здесь можно сделать вывод, что в данном направления идет тенденция к снижению количества незаконных рубок. Объем и ущерб причиненный государству от незаконных рубок снизился на 29,3 % и 18,3 % соответственно. Выявляемость нарушителей повысилась на 4,5 % с 44,7 % до 49,2 % следовательно, и количество лиц привлеченных к ответственности повысилось на 10 человек с 51 до 61, это максимальный показатель за последние пять лет.

С целью сокращения случаев возникновения незаконных рубок на территории Ульяновской области в 2008 г. создана межведомственная комиссия по противодействию незаконных рубок и нелегального оборота древесины, координирующая действия всех органов власти Ульяновской области по борьбе с нарушениями в лесной сфере региона.

В целях профилактики незаконных рубок и нелегального оборота древесины на территории Ульяновской области проводится межведомственная профилактическая акция «Лес».

С 2014 года идет работа по межведомственному плану по декриминализации в лесопромышленном комплексе.

Министерством заключено Соглашение о взаимодействии по профилактике незаконных рубок и нелегальному обороту древесины на территории Ульяновской области с УМВД России по Ульяновской области, УФМС России по Ульяновской области и УФНС России по Ульяновской области.

В настоящее время, в Министерстве для выявления незаконных рубок стала работать «горячей линии» – сигналы о нарушениях в сфере лесопользования на территории региона принимаются дежурным Министерства. Анализ незаконных рубок за 2014 г. показал, что вышеперечисленные меры борьбы с «черными лесорубами» дают свои результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Tags: , , , , , , , ,


Автор публикации



Back to Top ↑